Потребности и интересы человека. Пирамида потребностей Маслоу

Определение термина

Данное психическое состояние говорит о желании, которое не нашло удовлетворение, поэтому образуются дискомфорт и напряжение. Такая нужда обуславливается отсутствием условий и средств для достижения поставленных целей – от базовых (питаться, получать тепло, продолжать род) до высоких, к примеру, самореализовываться. Такое ощущение регулирует весь человеческий организм. Очень важно понять свои цели, осознать их природу, а также найти пути их удовлетворения. Иначе они начинают действовать на нас подсознательно.

Итак, все необходимости можно разделить на:

  1. Осознаваемые – их понимают, принимают, корректируют и сознательно превращают в цели, интересы.
  2. Неосознанные – не воспринимаются напрямую, поэтому актуализируются в эмоциональном плане.

Вне зависимости от того, какие потребности есть у человека, осознаются они им или нет, они решаются или замещаются – так работает психическая реакция, когда не получается добиться желаемого.

Представлю характерные черты данного состояния:

  • отсутствие статичности;
  • неустойчивость, склонность к изменениям;
  • возможность появления новых на месте утраченных или реализованных;
  • зависимость желаний от деятельности.

Данное состояние присуще каждому мужчине и женщине с момента рождения. Если для младенца существенно только получение тепла, непосредственная близость к матери и еда, то для развитого, взрослого члена общества имеют место быть более высокого уровня необходимости, в том числе самореализация.

виды потребностей человека

Определение и развитие потребности

Любая задача формируется поэтапно, в несколько шагов. При здоровой психике основные идеи заключаются на раннем этапе – до 18-20 лет, тогда появляется самостоятельная, целостная личность. Если ребенок медленно развивается и не осознает, что хочет, можно ставить вопрос об отклонениях в развитии.

Стоит отметить, что большинство людей в течение всего периода жизни испытывают различного рода изменения. Это обуславливается новыми задачами – это нормально. Если женщина не понимает, что ей движет, почему она принимает не свойственные для нее решения, значит, она не распознала собственные новые желания.

В таких случаях обращайтесь ко мне, я помогу вам разобраться в себе. После моей консультации вы почувствуете прилив сил, проанализируете собственные мотивы, поставите цели и реализуете их.

Итак, любая задача формируется в два этапа:

  1. Появляется идеальная сущность – представляемое уникаьное условие для достижения поставленных задач. Этот идеал для деятельности постепенно конкретизируется, приобретает логические черты.
  2. Понятие преобразуется в конкретную форму, осознается. Оно начинает двигать намерениями, действиями.

Приведу пример. Человек сперва чувствует пустоту, желание сблизиться с другими. Затем он понимает, что это ощущение – нужда в любви. И только когда происходит полное осознание, данная цель способствует появлению задачи – найти любимого мужчину/женщину, чтобы реализовать собственные интенции.

Биологические потребности

Без удовлетворения этих потребностей человек бы не смог выжить. У каждого есть потребность в еде, воде, сне, дыхании. Также требуется солнечный свет, так как он регулирует естественные процессы в организме. Без дыхания человек умрет через считанные минуты, без воды проживет всего несколько дней, а вот без еды можно протянуть и несколько недель. Без мочеиспускания и дефекации человек тоже не может.

Многие ученые, которые обсуждают основные потребности человека, спорят о том, относится ли сексуальная активность к базовым. Одни говорят, что без секса жить можно, однако другие не согласны, так как эта деятельность регулируется инстинктами, и без нее человек не продолжил бы свой род.

Потребность в движении

Человеку просто необходимо движение. Если он будет лежать неподвижно, то возникнет застой крови, будут образовываться пролежни. Без движения человек не будет счастлив, так как при умеренной физической активности в мозг человека поступают эндорфины. Это нейромедиаторы, ответственные за блокировку боли.

Потребность в безопасности

Эта «ступенька» стоит немного повыше, и человек чувствует нужду в ней, когда все в порядке с биологическими потребностями. Действительно, сложно беспокоиться о «высших ценностях», когда неизвестно, что будет завтра.

Безопасность же немного освещает жизненный путь, и человек с уверенностью смотрит в будущее. Часто это проявляется в покупке надежного жилья, страховке.

Какие виды потребностей существуют

Классификаций есть несколько, но наиболее развита и распространена – по происхождению. Различают:

  1. Биологические. Они же – телесные или материальные. К ним относятся все нужды, имеющие врожденный характер. Во многом они схожи с инстинктами у животных и должны реализовываться одними из первых. От их реализации многое зависит, от некоторых – напрямую жизнь индивида, от других – развитие человеческого вида. К данной категории можно отнести необходимость к пропитанию, размножению, обеспечению тепла (отсюда и желание находиться в комфорте). При зацикливании на данной низшей ступени могут начаться серьезные психологические проблемы, в том числе связанные с перееданием или в целом – с потребительским типом сознания, когда у индивида больше нет задач, кроме покупки предметов, одежды.
  2. Социальные. Они же личностные. Каждый из нас находится в обществе, является его непосредственной частью. При этом мы играем роли – жены, матери, дочери, сотрудницы, покупателя. В основе каждой маски лежит как типовое (общие стереотипы, нормы), так и индивидуальное. Чем выше уровень индивидуальности, тем ярче прорисовываются черты личности. К данному типу относятся все духовные и социальные стремления, в том числе развитие отношений, карьеры. К наиболее значимым нуждам относится труд и общение. Каждому необходим отдых, но расслабляться нужно после работы.
  3. Духовные, или экзистенциальные. Они представляют собой наиболее сложный комплекс из желаний, поскольку они формируются на базе реального культурного опыта, знаний. Есть люди, не испытывающие значительного воздействия данных нужд, поскольку они зациклены на первых двух категориях. К ним относится все, что соединяет конкретного индивида с миром – не только с социальной точки зрения, но с моральной. Это искусство, творчество, самореализация, развитие.

Согласно данным трем разновидностям, основные виды потребностей человека изредка могут быть заменяемы друг другом. Например, представим творческую личность, художника, творца. Он может сутки провести за холстом и питаться одним вдохновением. Здесь мы видим, как биологическая основа временно уступила.

Дарья Милай

Помимо представленной, существует много классификаций по разным принципам:

  • по происхождению: естественные и привитые социумом (кушать / есть в кафе);
  • по направлению: материальные и духовные (купить шубу / любить животных);
  • по сфере деятельности: коммуникативные, профессиональные (общаться / получить повышение);
  • по происхождению: эндогенные и экзогенные, то есть появившиеся сами по себе, изнутри, или привитые людьми или условиями извне – питаться должен любой организм, а вот получать в два раза больше тепла только тот, кто находится в холодном климате.

Также в профессиональной литературе находит имеет место разделение на базовые и приобретенные. Согласно данной концепции одни составляют фундамент, являются непререкаемыми, в то время как вторые подлежат корректировке, обсуждению.

потребности человека это

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
  2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
  4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
  5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

  • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
  • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
  • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
  • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
  • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Какие потребности человека более важны

В среднем личность одновременно может иметь более 10 незакрытых потребностей, которые выстраиваются в «очередь». Маслоу предполагал, что среднестатистический человек удовлетворяет на 85% процентов физиологические потребности, на 70% — безопасность и защиту, на 50% — любовь и привязанность. Самоуважение важно для личности на 40%, а самореализация – на 10%, что очень мало, сравнивая с другими потребностями.

Если в данный момент человек, находясь на высшем уровне пирамиды, почувствует нужду в удовлетворении потребностей более низкого уровня, он вернётся туда и будет оставаться там, пока не получит достаточный комфорт.

Всё не постоянно

Всё не постоянно
Схема, представленная Маслоу, имеет место быть, но это обобщённая информация. Люди многогранны, все личности разные. Один человек будет нуждаться в постоянном накоплении средств, а другой в музыке и творчестве. Один хочет признания и славы, а другой мечтает об уединённой, спокойной жизни. Можно сказать, что потребности человека зависят от типа личности. Поэтому набор основных потребностей человека (помимо базовых) и их иерархия отличаются у каждого индивидуума.

А также у разных людей одна и та же потребность может проявляться по-разному. Например, кому-то для признания хватает только мнение любимого партнёра, а кому-то необходимо покорить сердца миллионов людей. Всё зависит от личного опыта, амбиций, характера.

Более того, даже у одного и того же индивидуума соотношение потребностей меняется постоянно. Удовлетворяя доминирующее в данный момент желания, личности свойственно тут же переключаться на следующие. Так происходит всю жизнь.

Помимо этого, на потребности человека и степень их выражения очень влияет возраст. Например, дети и более взрослые нуждаются в еде, сне и безопасности. Подростки хотят внимания и любви больше, чем взрослые, которые учатся не зависеть от чужого мнения. А в самовыражении нуждаются уже более зрелые личности.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Теория К. Алдерфера

Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:

  • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
  • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
  • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

Теорию отличают еще два положения:

  • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
  • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

Теория Э. Фромма

Желания

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально. А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:

  • потребность в достижении или свершении;
  • потребность в человеческих связях или в присоединении;
  • потребность во власти.

Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:

  • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
  • при самостоятельности – потребность в  достижении;
  • при установлении  дружбы – потребность в присоединении.

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

В чём суть иерархии потребностей

Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простейших к высоким. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, когда мы утолим низшие.

Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он тратит много усилий на развитие каких-то своих способностей. Его мысли и усилия направлены на то, чтобы поесть и найти жилье. Но если человек уже обеспечил себе питание и проживание, то у него возникает мотивация создать семью, добиться успеха на работе.

И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре. И человек начинает закрывать эти возвышенные потребности.

Подробнее  Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году — в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:

  1. Физиология. На самом первом уровне человеку нужны  пища, отдых и удовлетворение других потребностей, которые нужны для для нормального существования организма.
  2. Безопасность. Здесь возникает желание стабильности, защиты от внешних угроз.
  3. Любовь и принадлежность. Этот уровень предполагает, что человек удовлетворяет социальные потребности. К примеру, находит друзей, создаёт семью, заводит знакомства с интересными людьми.
  4. Уважение и признание. На данном этапе возникает потребность в признании со стороны общества. Например, хочется добиться высокого статуса, заслужить уважение окружающих, получить подтверждение своих заслуг.
  5. Самоактуализация. По достижении этого уровня у человека возникает стремление закрыть духовные потребности. Это может быть развитие талантов, поиск смысла жизни.

Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня: самоактуализации. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.

Как появилось изображение пирамиды потребностей

Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.

Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей опубликовано в 1975 году — в учебнике У. Стоппа. С тех пор схема употребляется неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу или пирамида потребностей.

Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее к вершине отображаются следующие уровни:

  1. Физиология (голод, жажда и иные естественные потребности).
  2. Безопасность (чувство защищённости, отсутствие страхов).
  3. Принадлежность и любовь.
  4. Уважение и признание (слава, успех, престижный статус).
  5. Познание (получение знаний, умений и навыков).
  6. Эстетика (стремление к красоте, поиск идеалов).
  7. Самоактуализация (реализация способностей и желаний).

Пирамида Маслоу

Схематичное изображение пирамиды Маслоу

В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Точно также люди нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А что по поводу верхних уровней, то на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.

Обновлённая пирамида потребностей

Обновлённая пирамида потребностей

Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — более нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу считал особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.

Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в рамках социологии исследований, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.

Критика

Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.

В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.

Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.

В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.

В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:

  1. «Дефицитарные» (низшие). Это потребности обусловленные дефицитом чего-либо и, соответственно, насыщаемые.
  2. «Бытийные» (высшие). Этот тип потребностей продиктован ростом и развитием и, следовательно, является ненасыщаемым.

Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.

Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.

Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.

Как работает пирамида Маслоу?

Высший смысл предназначения человека — это выявление и развитие своих личных способностей, талантов и возможностей. Для каждого из нас в конечном счёте в жизни важны личностный рост и самореализация.

Путь человека к высшему предназначению это и есть пирамида Маслоу, для чего нужна наглядная схема движения человека к личностному росту.

Каждый человек достоин и способен на личностный рост, саморазвитие, на формирование и выражение своего уникального «я». Проблемой многих современников является то, что они не могут раскрыть свои таланты и найти себе применения. Часто такие люди прочно «застревают» на низших уровнях пирамиды — довольствуются достигнутыми атрибутами достатка, комфорта и безопасности.

Многие отдают практически всё своё время нелюбимой работе, а для собственного развития не остаётся ни сил, ни времени. При этом человек, закрывая физические потребности, часто не чувствует себя успешным и не ощущает удовлетворения от жизни. Такие люди страдают от того, что их личная реализация в жизни не происходит.

Каждый человека способен подняться на «вершину» пирамиды. По пути к вершине, к самовыражению, человеку мешают многие блокирующие факторы — от отсутствия самоуважения до синдрома жертвы.

Эволюционирование личности может прерваться из-за неудовлетворённости на более низких уровнях. Например, — потеря работы оставляет не удовлетворенной потребность в безопасности, а несчастная любовь или развод — потребность в любви и уважении.

В психологии используют модель пирамиды Маслоу для того, чтобы понять, нереализованность каких этапов мешает достигнуть успеха и тормозит самореализацию. Возможно, двигаться вверх человеку не дают «не закрытые» низменные (низшего уровня) потребности и отсутствие признания в социуме.

Дети в средних школах и студенты, к примеру, испытывают большую потребность в безопасности и уважении к себе в классе или группе. Только в условиях принятия и признания они смогут эффективно развиваться и раскроют свой потенциал.

Некоторые люди просто не хотят заниматься саморазвитием, потому что это не просто и, по их мнению, — скучно. Для саморазвития и работы над собой требуется время, но не каждый человек готов «жертвовать» своё время на личностный рост. Можно сравнить это с тем, что человек не может накопить деньги на крупную дорогую вещь, потому что не готов отказаться от мелких, не всегда необходимых, покупок.

Когда пирамида Маслоу не работает?

Теория Маслоу об иерархии потребностей пользуется популярностью, но не всегда подтверждается, и от этого подвергается критике. Несмотря на чёткую структуру, которую имеет пирамида Маслоу, применение её может вызвать неточные обобщения.

К примеру, многие великие произведения искусства являлись средством самовыражения автора. При этом их иногда писали люди, не получившие признания в социуме, испытывавшие разочарование в любви, а бывало, — живущие в бедности и голодающие. Получается, что достижение высокого уровня самовыражения и развития не всегда связано с полным удовлетворением базовых потребностей.

Определённая категория людей, пройдя и реализовав первые два уровня потребностей, останавливаются. Таких людей называют «бессознательными», хотя сами они вполне удовлетворены тем, что имеют и не стремятся двигаться к вершине пирамиды Маслоу.

Теорию Маслоу критикуют за то, что она не работает ещё по причине того, что сформулированные потребности не могут быть реализованы и удовлетворены полностью. Это касается, в первую очередь, физиологических потребностей — в еде, воде, сне.

Для своих выводов Маслоу проводил так называемый «биографический анализ» и изучал жизненные пути успешных людей, среди них американский президент Авраам Линкольн, американский дипломат и философ Томас Джефферсон, писатель Олдос Хаксли, физик, учёный-гуманист, обладатель Нобелевской премии Альберт Эйнштейн и другие.

Абрахама Маслоу существенно меньше интересовали биографии успешных женщин. В панели исследуемых были немногочисленные представительницы прекрасного пола, в том числе — святая католическая монахиня Мать Тереза и жена президента и американский общественный деятель Элеонора Рузвельт. Такая избирательность не отражала потребностей большинства людей и неизбежно искажала выводы психолога.

Маслоу вывел схожие черты самореализовавшихся личностей. Все они адекватно принимали себя, реальность, других людей и были заняты заботами о благополучии человечества. Большинство изученных личностей были творческими, отличались спонтанностью действий, имели демократичные взгляды и строгие этические стандарты. Любопытной деталью в характерах людей, успешных на жизненном пути, являлось необычное чувство юмора.

Наглядные примеры, когда пирамида Маслоу не работает, это отшельники или монахи. Таким людям удаётся добиться глубокого самопознания, при этом приходится жертвовать более «приземлёнными» уровнями пирамиды.

В теории Маслоу критике подвергается сама идея, что потребности в любви, признании и самовыражении возникают лишь тогда, когда «закрываются» физиологические потребности низшего уровня. В качестве аргумента можно привести многочисленные народы и народности по всему миру (например, в Африке или Индии), живущие в бедности. При очевидной нехватке еды и комфорта, этим людям ничто не мешает любить, стремиться к признанию и уважению.

Последние годы жизни Абрахам Маслоу отказался от строгой иерархии в своей модели «пирамиды». Американский психолог в виде предположения выделил два уровня новой версии потребностей — нужды и развития.

Обилие критики и отказ от теории многими специалистами, вызывают вопрос, действительно ли умерла пирамида Маслоу и больше не работает.

Практическое применение модели Маслоу вызывает сложности, модель пирамиды нельзя назвать безусловной. Маслоу не считал свою модель жёсткой, и допускал исключения с учётом особенности личности человека и влияния внешних факторов. Он понимал, что часть людей останавливаются в иерархии развития на низших уровнях, другие — стремятся к самовыражению, жертвуя безопасностью, признанием и некоторыми базовыми потребностями.

Классическая модель пирамиды Маслоу не является строгой классификацией человеческих потребностей. Иерархические уровни следует рассматривать как более и менее значимые для человека.

Физиологические базовые потребности актуальны для большинства людей, но для кого-то высшие потребности будут намного важнее. Порядок потребностей зависит от внешних обстоятельств и индивидуальных особенностей человека и может быть гибким. Иногда потребность в самовыражении затмевает даже элементарные базовые нужды. А потребность в стабильности безопасности и комфорте является «вершиной» мотивации.

Некоторые современные специалисты в области человеческой психологии рекомендуют рассматривать теорию Маслоу не как методическое пособие, а как философский труд, объясняющий мотивацию поведения человека.

В заключение приведу ряд рекомендаций от коучей по личностному росту. Чтобы достичь пика Маслоу и наиболее полно реализовать свой личностный потенциал, человеку можно посоветовать:

  1. Жить в переживаниях и любопытстве, похожими на те, в которых вы жили в детстве.
  2. Вместо поиска безопасного пробовать новое.
  3. Прислушиваться к себе в принятии важных решений, не нужно слепо идти за большинством.
  4. Быть собой всегда, в любой ситуации.
  5. Быть готовым к непризнанности обществом.
  6. Усердно трудиться.
  7. Уметь брать ответственность на себя.

[spoiler title=”Источники”]

  • https://damienmilay.com/basis/potrebnosti-cheloveka-chto-eto-takoe-kakie-byvayut-vidy-v-psihologii/
  • https://MagicFose.net/psihologiya/interesno/o-psihologii/osnovnye-potrebnosti-cheloveka.html
  • https://psychologist.tips/714-chto-takoe-potrebnosti-cheloveka-vidy-i-ih-sushhnost.html
  • https://lifeoflove.ru/2021/02/16/potrebnosti-cheloveka/
  • https://www.unisender.com/ru/support/about/glossary/piramida-maslou/
  • https://psylib.org/piramida-maslou/

[/spoiler]

Adblock
detector